Паспорта инноваций  подробнее

Проект «Автоматизация социального обслуживания» (скачать .pdf)



Новые технологии – новое качество жизни старшего поколения


Неотъемлемое условие современного общества – идти в ногу со временем. Решение насущных проблем граждан пожилого возраста, инвалидов, повышение качества их жизни требует постоянного совершенствования работы, развития новых форм предоставления социальных услуг.
О том, как ведется поиск инновационных технологий по организации предоставления социальных услуг и внедрение их в деятельность  учреждения рассказывает Алла Васильевна Гудченко, заместитель директора ГБУСО «Грачевский КЦСОН».
- Алла Васильевна, последнее время очень много говориться об инновациях, причем в самых различных сферах.  Насколько это актуально для вашего учреждения, и о каких нововведениях вы готовы рассказать?



- В современном мире на одно из ведущих мест выходят компьютеризация и информатизация экономического пространства. Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выражение «кто владеет информацией — тот владеет миром». Спрос на информационные технологии, современные компьютерные программы, офисное оборудование в последние годы оказался настолько велик, что без них, на мой взгляд,  просто невозможно себе представить  современное учреждение.
За полтора года в  центре внедрены автоматизированные компьютерные программы – «Учет клиентов», «Учет услуг», «Мобильный учет оказанных услуг», «Аналитика деятельности» и другие.



Программы разработаны специалистами «ТМавтоматика» г. Таганрог применительно для нашего учреждения с учетом традиционно сложившейся системы социального обслуживания на территории Грачевского района, и позволили сосредоточить всю информацию о клиентах  в единую базу данных,  обеспечить электронный  учет услуг. База данных хранится на сервере  в учреждении, таким образом,  обеспечена защита персональных данных.
Кроме того,  с внедрением программ  сформирована унифицированная служебная документация, сокращены  временные затраты на формирование и  ведение личных дел клиентов.

- Из ваших слов понятно: для того, чтобы развивать инновации, необходимо иметь базу. Как Вы оцениваете материально-технический потенциал учреждения с точки зрения его инновационного развития?

- Внедрению программ предшествовала большая техническая работа:  установлен сервер, все рабочие места оборудованы  персональными компьютерами и соединены между собой локальной сетью, подключен скоростной интернет и система wi-fi,  оборудованы двадцать восемь рабочих мест,   три  свободных   рабочих места, предназначенных  для работы заведующих структурными подразделениями. Все специалисты учреждения  обеспечены  оргтехникой.
Прежде, чем внедрить автоматизированную  компьютерную программу «Мобильный учет оказанных услуг», которая позволяет  осуществить учет и выгрузку  служебной информации на сервер незамедлительно в момент оказания услуги на дому,  социальным работникам, участвующим в эксперименте, были приобретены планшеты, проведено обучение.
Работа проведена колоссальная! Но, как показывает практика, это того стоит. Повысилось не только качество обслуживания, но и престиж социального работника.


- Существуют ли мало затратные социальные инновационные технологии?
- На сегодняшний день у двухсот шести клиентов, в том числе  одиноких и одиноко проживающих участников и инвалидов Великой Отечественной войны,   проведена  работа по настройке  в мобильных телефонах   функции  быстрого набора абонента. В экстренном случае, нажав кнопку №2  на мобильном телефоне, клиент свяжется с социальным работником,  на кнопку  №3 быстрого набора на мобильном телефоне установлен номер «Скорой помощи».


- Какие из социальных инноваций Вы считаете наиболее креативными?
«Учиться никогда не поздно», - под таким девизом проходят занятия в классе компьютерной грамотности при  отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. С момента открытия обучение навыкам пользования персональным компьютером и сетью Интернет прошли двадцать шесть граждан пожилого возраста. Пожилые люди  посредством коммуникационных связей  общаются с родственниками, получают необходимую  информацию о работе различных служб и организаций (поликлиники, аптеки, учреждений социальной защиты, почты, банка и других). В свою очередь, это положительным образом сказывается на сохранении и развитии интеллектуального потенциала, поддержании здоровья,  способствует повышению качества их жизни. Считаю эту технологию не только креативной, но и перспективной, так как обучаемые не желают останавливаться на достигнутом, а стремятся расширить свои знания уже после прохождения обучения.


-  Имеются ли у пожилых людей потребности в социальных услугах, которые невозможно удовлетворить в рамках традиционного обслуживания?
- На сегодняшний день в  семи отделениях социального обслуживания на дому действует  Служба «Домашний помощник».      Трудоемкие социальные  услуги  (покос травы, спил деревьев, мелкий ремонт домовладений)  оказывают  восемь социальных работников - мужчин.  Внеочередным правом предоставления услуг бытового назначения пользуются одинокие (одиноко проживающие)  участники, инвалиды и вдовы ветеранов Великой Отечественной войны. Услуга пользуется спросом, поэтому принято решение: привлекаем на работу мужчин!


- Алла Васильевна, каких внешних партнеров  удается привлечь для продвижения новых идей?
- Как я уже сказала, мы не один год сотрудничаем с «ТМавтоматика» г. Таганрог. Хочу выразить искренние слова благодарности директору Юлии Николаевне Голец и её коллективу за плодотворную работу по внедрению  автоматизированных  компьютерных  программ.  Также хочу поблагодарить  научных сотрудников госу­дарст­венного образовательного учреждения высшего профе­ссионального образова­ния «Северо-Кавказский государственный технический университет» (кафедра социологии и социальной работы), независимых экспертов. На протяжении четырех лет  они проводят мониторинг качества  оказываемых социальных услуг  в учреждении. В мае 2014 года студенты и   преподаватели провели социологический опрос граждан пожилого возраста и семей, воспитывающих  детей с ограниченными возможностями, проживающих на территории Грачевского района. В следующем номере газеты будут опубликованы результаты мониторинга и предложения экспертов по повышению качества социального обслуживания. Качества реального, а не на бумаге.

Фелтинг: определение и предназначение.

Лишь в тепле мы чувствуем себя комфортно. И, наверное, поэтому стремимся пополнить свой гардероб одеждой, способной подарить столь уязвимому в отношении холода телу неповторимое ощущение уюта. Такие вещи могут быть выполнены из толстого акрила и других синтетических материалов. Однако ни один из них не сравнится с натуральной шерстяной тканью. А знаете ли вы, что пошивом предметов гардероба использование шерсти человеком вовсе не ограничивается? Если нет, добро пожаловать в мир фелтинга – многогранного творчества родом из древнего прошлого в настоящее! Успешных вам начинаний!

Историческая справка

Английское словечко felt переводится как «войлок, шерсть». Отсюда felting – «валяние шерсти». Возраст данной техники рукотворного искусства весьма почтенный – около 8000 лет. То есть получается, что фелтинг появился примерно за 5 тысячелетий до н.э. К сожалению, нет однозначного ответа на вопрос «кто первым начал заниматься валянием шерсти?». Археологические находки включают войлочные изделия, созданные как жителями Поднебесной, так и азиатскими кочевниками. Судя по артефактам, фелтинг был в ходу и у римского народа.


Русичи познали войлок во времена монголо-татарского ига. Постепенно накапливающиеся знания о технике валяния наши предки применили на практике в сфере создания удобной теплой обуви – всем известных валенок. Второе место по популярности занимало сукно. А уже после его появления на Руси стали делать из войлока шапки и различные вещи, необходимые в хозяйстве.


Первые мастерские, в стенах которых осуществлялось валяние шерсти, возникли в XVI веке н.э. Но делалось это вручную, потому что изобретение специальных приспособлений, значительно облегчающих человеческий труд, произошло только спустя три столетия.

Направления деятельности

Занятия с гражданами пожилого возраста и инвалидами

Валяние из шерсти оказывает удивительный успокоительный эффект и на граждан пожилого возраста, занятия фелтингом развивает координацию движений, мягкие ощущения оставляют только положительные эмоции, радость от полученного результата.

Занятия с детьми

Валяние (фелтинг) - очень веселое и полезное занятие. Дети любят работать с теплым природным материалом, которым является шерсть для валяния.

Фелтинг развивает у детей художественный вкус, моторику, формирует сенсорное восприятие, умение творчески мыслить.

Занятия с социальными работниками

В целях профилактики синдрома профессионального выгорания, проведено 6 мастер-классов для 184 социальных работника центров социального обслуживания Ставропольского края (слушатели курсов повышения квалификации учебного центра «Социолог»).

Они освоили технику валяния, познакомились с выставкой прикладного искусства инструктора по труду Шубаркиной О.А.

Инновационная технология «Историко-культурный туризм»

Исторический туризм (историко-культурный туризм) - это разновидность туризма, целью которого является посещение местности, связанной с историей и историческим наследием. Проведение комплекса занятий по историко-культурному туризму - основа социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, социальных работников из группы риска (подверженных «профессиональному выгоранию). Активное продуктивное общение, противодействие общественной изоляции и одиночеству, пробуждение интересов, оживление социальных контактов и интеллектуальной деятельности - прогнозируемая результативность проекта.

Что такое виртуальный туризм (интернет-туризм):

Интернет-туризм - одна из разновидностей туризма, в котором интернет служит главным или единственным «средством» передвижения туриста. Виртуальный туризм позволяет познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.), посетить исторические места и сооружения, не выходя из дома. Виртуальный тур рассматривается как способ реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства.

Категория участников проекта:

Граждане пожилого возраста, инвалиды, граждане и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, социальные работники из группы риска (подверженные «профессиональному выгоранию»)

Практическая значимость инновации для участников проекта:

Пробуждение интересов, оживление социальных контактов и интеллектуальной деятельности получателей услуг;

Организация культурно-досуговой деятельности получателей услуг;

Развитие коммуникативных знаний и умений;

Создание положительной эмоциональной установки, взаимоотношений между получателями услуг;

;

Обогащение жизненного опыта, разрешение внутри личностных конфликтов.

В нашем инновационном проекте вы познакомитесь с 11 виртуальными историко-культурными турами:

  • «3D экскурсия по Москве»
  • «3D экскурсия по Санкт-Петербургу»
  • «СКФО и его столица»
  • «Врата Кавказа»
  • «Республика Северная Осетия-Алания»
  • «Республика Дагестан»
  • «Карачаево-Черкесская Республика»
  • «Кабардино-Балкарская Республика»
  • «Чеченская Республика»
  • «Республика Ингушетия»
  • «Целебница КМВ»